Итоговое собеседование

2100 Views
Оцените материал
(0 голосов)

Итоговое собеседование по русскому языку в 2021/22 учебном году

Итоговое собеседование по русскому языку является одним из условий допуска к ГИА-9. Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2021/22 учебном году: Основной срок: 9 февраля 2022 года. Дополнительные сроки: 9 марта 2022 года, 16 мая 2022 года. Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля.

Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.

 На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 задания:

 Выразительное чтение вслух текста.

Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).

Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).

 Диалог с экзаменатором-собеседником.  

 Чтение текста вслух

Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах.  Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.  Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом.  Основной сложностью данного задания – обилие личных имён и терминов. Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.

Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д. Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного? Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз. Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ.   Пересказ текста. Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст, но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату. Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм: Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился? Какие стороны его характера помогли ему этого добиться? Как к нему относятся? Как были отмечены его успехи?   Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.

  Критерии оценивания второго задания: Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль. Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов. Один балл за умение цитировать в нужном месте. Один балл за умение цитировать верно. Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий. Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали). Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль. Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл. Ну, и  один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.   Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы,  представленные на официальном сайте ФИПИ: Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.     Монологическое высказывание Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант – это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение.  Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений,  поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов. Критерии по третьему заданию: За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.

Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы). Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.   Пример описания фотографии Передо мной интересная фотография. На снимке изображена игра в хоккей. На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду. Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице. Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков. Заметно, что ребята наслаждаются игрой. Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой  в хоккей. На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе. Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего. Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.   В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте. Критерии оценивания по четвертому заданию: Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос. Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми». Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.

Критерии Итогового собеседования для 9 классов

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии